Добрый отец алеутов

Добрый отец алеутов
Фото: из открытых источников
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ольги Улановой - финалистки IX сезона Конкурса среди учеников 8-9 классов

ОЛЬГА УЛАНОВА 

МБОУ "Специализированная физико-математическа школа № 17"
(Донецк)
Педагог: Анна Леонидовна Громова

Добрый отец алеутов

Заочный этап

Завтра. Шаман сказал, что завтра к нам приедет Божий человек. Бегу проверить силки, помыться и приготовить одежду. Ту, что украшена бахромой, вышитыми полосами, меховыми ремешками. Ночь проходит быстро, словно миг, и вот, я уже ныряю в это вчерашнее завтра.

Сегодня. Сегодня мы стоим на берегу и ждем. Все- в праздничной одежде. Ждем человека. Ждем Иоанна. Мы – унанган. Русские зовут нас алеутами.

Плеск. Острое охотничье ухо ловит доносящийся издалека характерный плеск весла. А вот и сама лодочка показалась с сидящим в ней человеком. Все как сказал шаман.

-Отец Иоанн! Отец Иоанн! - радостно встречаем обещанного гостя. Сам батюшка явно в недоумении. После приветственных слов и благословения интересуется:

- Откуда знали, что буду у вас? Кто сказал мое имя?

-Да шаман наш. Иван. Смиренников. Обещал, что говеть с вами будем.

Помогаем устроить лодку и идем разместить гостя в улягамах. Русские называют это домом. Улягамах всегда на возвышенности. Всегда глубоко врыт в землю. Словно мы вгрызаемся в родной остров, что бы никакие бури не унесли нас, как песчинки. Да и зверье не влезет. Вход сверху, словно провал в дернине. Отец Иоанн споро спускается внутрь жилища по бревну с зарубками. Видно, что знаком с нашим бытом. Его уже ждет свой угол, отделенный занавеской.

Наша еда - мясо. Морских животных, птиц, рыб. Морские водоросли.

Говеть решают все крещеные еще отцом Макарием. Давно у нас не было священника. Исповеди. Приобщения Тела и Крови Христовой. Отец Иоанн говеет с нами. Только вода и коренья. С каждым ведет беседы. Иногда жестами. Он все еще учит наш язык.

На исповедь и Приобщение приходит и шаман, возвестивший нам радостную весть о госте. После спешит к старейшинам. Пеняет на отца Иоанна, что невнимателен оказался. Не нравится ему, что зовем его шаманом. А как иначе? С ним ведут беседы мужи белые, благообразные…

- Прости чадо, прости брат, - кается за невнимательность отец Иоанн.

И на общем собрании наставляет нас и просит больше не обзывать чадо Христово.

Приходит время отцу Иоанну возвращаться на большой остров. Унгалашку. Я решаюсь последовать за ним. Теснее вникнуть в учение Христово. И там… там он зовет строить храм. Я хорош как охотник и рыболов. Удочка, нож, силки - все в ходу. А строить отец Иоанн обещал научить.

Такими были тридцатые годы девятнадцатого столетия, когда на Алеутские острова прибыл священник Иван Вениаминов, впоследствии более известный как святитель Иннокентий…

***

Сегодня. Сегодня в храме на Унгалашке впервые пропоют «Иже херувимы» и «Милость Мира». «Тело Христово примите»… Возвестят Евангелие на алеутском. Долгим был наш путь.

Лес нужно было заготовить на другом острове, Ситка, потом обработать. Подогнать каждое бревнышко.

- Смотри, смотри, как надо, - часто приговаривает отец Иоанн. И сам показывает, где сделать зарубки. Как сколотить. Как рассчитать будущие формы здания. За несколько месяцев я научился плотничать. Освоение столярного дела заняло у меня куда больше времени…

Кого-то отец Иоанн учил слесарному и кузнечному делу, изготовлению кирпича и каменной кладке. Приметив, что коренные народы очень охотно и быстро перенимают навыки.

Иконостас для нового храма отец Иоанн вырезал сам. А я учился. Все время у него учился. И иногда думал, когда же батюшка спит?

Все старались ему помочь. Приезжали еще священники.

- Только Словом, только личным примером, обращайте к Христу, - говаривал новым помощникам отец Иоанн. – На посулах и обмане не будет крепкого основания… Испытывал новых братьев перед крещением. И крестил, видя веру. Устраивал школы. Параллельно составлял алеутско-русскую азбуку на основе кириллицы. Познавал, вникал в язык нашего народа. Обогатил его своими трудами.

За четыре года на алеутских островах он, с помощью Ивана и Семена Паньковых перевел Евангелие от Матфея на алеутский. В предисловии указав, что «…в сей книге есть несколько слов, которые не вполне выражают слова русского языка; и это потому, что в вашем языке нет равнозначащих слов; и таковые не равнозначащие слова напечатаны иначе.» и «не привязывайтесь к одним только словам сего перевода; но вникайте в самое значение и дух сего Божественного слова. И если вы какие слова не можете понять, спросите кого-нибудь знающего, или, лучше, просите с усердием И. Христа; и Он вас просветит и вразумит; ибо Евангелие есть премудрость высокая; и самый ученейший сам собою, без просвещения Божия, не может постигнуть всего духа сего писания».

Для тебя было удивительно, что в нашем языке нет прилагательных. Но это никогда не мешало нам понимать друг друга.

-Льляган, сын, - так часто я слышал от тебя эти слова, отче!

Ты всегда был окружен детьми. Играл с ними в мяч, как собирал камни во время совместных прогулок, а потом мы вместе с другими ребятами выложили дорогу к храму.

Мой добрый отец! Сколькому ты меня научил!

Я помню, как ты сидел со мной, когда я болел оспой, а потом учил и меня ухаживать за больными. Как брал меня с собой на другие острова, где наставлял братьев держаться веры Христовой. И если бы не твои, отче Иоанне, уговоры привиться от оспы, то сколько б из моего народа погибло!

А сейчас я смотрю, как ты отче, вновь собираешься в дорогу. Десять лет прошло с нашей первой встречи. И сегодня ты едешь не на байдарке, где сидеть приходится с вытянутыми и прижатыми ногами на острова. Тебе предстоит долгий путь. Сначала в Новоархангельск, просвещать горделивый народ колошей. Еще пять лет ты проведешь в Русской Америке, а потом уедешь в Петербург. Ибо без тебя, как знатока языка, будет невозможно издание Евангелия и других книг на алеутском. Там, в Петербурге тебя тепло примут, за твою простоту и удивительные рассказы. И там же тебя настигнет скорбь. Известие о смерти жены. Осиротеют дети. И в этом церковное начальство, как и ты сам, увидит новый путь, предлагаемый Господом. Принять монашество. И, Господь устроит все твои мирские заботы о будущем твоих детей. Год молитв и прошений будет плодоносен. И 29 ноября 1840 г. Ты, протоиерей Иоанн Вениамиаминов быдешь пострижен митр. Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, которому все эти годы молился, прося помощи в своих миссионерских трудах. На другой день возведен будешь в сан архимандрита и предстанешь пред очи земного царя - Николая первого. И с его одобрения возглавишь новую епархию Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. Войдешь и в светскую историю как сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.

Тебе предстоит еще много трудов и попечений, а в конце жизни и святительский престол. И во всем ты будешь видеть руку Господню, что исправляет человеку все пути его.

А я буду твое дело здесь, на алеутской земле и далее, ибо так ты научил. Нести Слово Божие своим примером, делом, жизнью. Ради блага другого. И делать все просто. С любовью и радостью.

Пройдет столетие - полтора, и нас, алеутов, колошей, станет очень мало. Мы будем растворяться в жизни других народов, но всегда будем помнить Христа, к Нему одному обращаться и так наставлять своих детей. Ибо не важно на каком языке мы говорим, главное, что б в нас живо жило Слово Божие. Иисус Христос.