К 200-летию выдающегося русского писателя и педагога К.Д. Ушинского

К 200-летию выдающегося русского писателя и педагога К.Д. Ушинского
Фото: ug.ru
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Эрика Авакяна - финалиста IX сезона Конкурса среди учеников 8-9 классов

ЭРИК АВАКЯН

МАОУ СШ № 30
им. героя РФ подполковника О. А. Пешкова
(Липецк)
Педагог: Оксана Юрьевна Сысоева

К 200-летию выдающегося русского писателя и педагога К.Д. Ушинского

Заочный этап

«Основной целью воспитания человека
может быть только сам человек,
 а в человеке цель воспитаниясоставляет душа»

Кто из нас не читал рассказы  или не учился  складывать слоги по « Родному слову» К.Д. Ушинского?  Наверное, все.  Помню  свои детские впечатления после того, как мама рассказывала мне маленькие притчи этого выдающегося педагога. Мне стыдно было лениться  после прочтения текста «Два плуга».  Рассказ « Ветер и солнце» помог понять, какую роль в общении с другими людьми играют ласковые слова и добрые дела. К.Д. Ушинский вдохновлял меня на занятия сочинительством. Почему-то он представлялся мне добрым магом, способным разбудить в ребенке лучшие качества и стремление узнавать новое  об окружающем мире.    Еще тогда я  задумался над тем, а кого можно назвать волшебником?  Конечно,  человека  умного, доброго, отзывчивого, любящего, умеющего  удивлять своим мастерством и талантом, обладающего светлой душой  и чистыми помыслами. Кто же это,  как не К.Д. Ушинский? Изучив его биографию  и педагогическую концепцию, я понял, что  не ошибся  в своем определении.

На самом деле, этого человека можно назвать волшебником и Учителем с большой буквы, поскольку всю свою жизнь посвятил тому, чтобы каждый из нас смог в будущем постичь различные науки, стать образованным человеком.  В  основу воспитания педагог положил вечные истины христианства, служащие  источником  света и  истины. Ушинский считал,  что только тот педагог сможет дать правильное воспитание ребенку, кто сам  стремится к высокому и святому.  Константин  Дмитриевич видел необходимость поддержания традиций православной педагогической культуры.  Он считал, что основное внимание надо уделить всему нравственному. Только так можно воспитать достойного человека. Ушинский смог соединить русскую православную культуру с просвещением и образованием на основе родного языка и родной культуры. Он писал: «Та вера хороша, которая…дает терпимость, дает место науке, свободе мысли, не признает ничьей власти над моей совестью, стоит за свое, но не навязывает, не допускает произвола, хранит исторические предания, признает свободу воли…» 

Ушинский был уверен в том, что выбор средств воздействия на детскую душу должен исходить из наблюдения  над  внутренним  миром воспитателя, над тем, как эти способы влияют на него самого. В подтверждение своего мнения он приводил примеры святых отцов, которые «путем самопознания изведали все бездны падшей души…» и делали выводы из собственного опыта. По мнению педагога, только при таком подходе к воспитанию может быть достигнута его высшая цель - обучение творчеству  жизни, совершенный человек. Ушинский  считал, что призвание воспитателя состоит в том, чтобы давать детям лишь истину. А Истина - это, по его мнению, христианский  Бог. Главным источником творчества, способного из ребенка сделать совершенного человека, являются самосознание и христианское смирение воспитателя. Эти качества, по мнению Константина Дмитриевича, дают возможность осознавать свою испорченность и все  скрытые пороки и позволяют направить воспитательный процесс на путь нравственности.  Педагог предупреждал о том, что всегда нужно помнить о плодах, которые могут вырасти из семян материалистических воззрений, а именно: «оправдание деспотической власти одного человека над другим, презрение к человеческой личности, равнодушие к праву и правде, полная бесправность отношений, уважение к одной силе, жестокость…»

На первый план  К.Д. Ушинский ставил евангельское «люби другого, как самого себя», «способность самосознания, самооценку и стремление к истинному совершенству, раскрытому в сердце…» Основанием человеческой морали педагог считал врожденное  чувство любви к благу, счастью, свету, истине. Это стремление могло позволить достичь совершенства в глазах самого себя и открыть душу божественному творчеству. Ведь он был уверен в том, что основной целью воспитания человека может быть сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Вот и пытался педагог повлиять на внутреннюю составляющую ребенка через свое творчество, через собственный пример. 

Как же православные  идеи К.Д. Ушинский использовал в педагогическом воздействии на детские души?  Чтобы ответить на данный вопрос, стоит обратиться к его произведениям. В рассказе  «Трусливый Ваня» автор смеется над  трусостью  ребенка, пугающегося теста  в квашне, кочерги в углу, лаптя на своей ноге.  Ушинский в такой смешной форме показывает, что ложный  страх  способен поменять  облик человека  до  неузнаваемости, лишить  его  здравого смысла и  сделать  смешным до безумия. Это качество, подобно лживости,  является греховным. В тексте «Любопытство»  писатель  говорит о том, что излишнее любопытство может поставить  человека в глупое положение. Кроме того, в Библии рассказывается о том, что данное свойство характера  ставится в один ряд с убийствами и грабежами, так как  имеет часто тяжелые последствия. Поэтому с этим грехом тоже необходимо каждому из нас бороться. Рассказ «Играющие собаки»  учит тому, что надо быть терпимыми к маленьким. Примером тому служит большой пес, с которым играет  крошечный Мопс. Маленькая собачка на протяжении долгого времени кидается  на  Полкана, лает, хватает  его зубами за огромные лапы, за  морду.  Но пес не причиняет щенку вреда и терпит его  приставания. Отец говорит  сыну о том, что Полкан  добрее. Папа  проводит  аналогию поведения пса с отношением   мальчика  к своим младшим  братьям  и сестрам. Старший ребенок  в определенный момент постоянно обижает малышей и ни в чем им не уступает. А Полкан, по словам отца, знает, что большому  и сильному стыдно  обижать маленьких и слабых. В рассказе « Дети в роще»  показана главная проблема школьника – нежелание учиться и лень. На примере трудолюбивых животных, которые не теряют времени даром, Ушинский объясняет детям, что нельзя бесцельно использовать драгоценные минуты своей жизни и необходимо всегда помнить о своих обязанностях и трудолюбии. В Библии написано: «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится», « Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод», « Ленивый работник – все равно  что разрушитель». Бездеятельность нарушает Божью цель - добрые дела.  Нужно все время учиться, развиваться и трудиться. Автор дает детям наставление, говоря о том, что «… только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал  и сделал все, что обязан был сделать…»

В рассказе «Сумка почтальона» говорится о безответственном мальчике, пославшем своей бабушке вместо доброй весточки и поздравления со светлым праздником чистый лист. Внук  очень расстроил родного человека. Ведь бабушка искренне не понимала, кто так глупо подшутил над нею.

Поступая таким образом, «христиане добровольно делают себя открытыми для стрел лукавого, и нередко тот наносит душе человека тяжкие раны, которые уврачевать потом бывает очень трудно, а иногда даже невозможно». В этом рассказе также поднимается вопрос о внешней красоте и внутренней составляющей. В Евангелии от Матфея указано: «…очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их..» Главное не в упаковке или цвете печати, то есть во внешней красоте, а в содержании, которое таит  в себе «радость и горе,  смех  и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы». Ушинский призывает детей быть ответственными и добросовестно относиться к важным делам. Рассказ « Четыре желания» учит детей радоваться всему тому, что дает природа. Он говорит о том, что каждое время года прекрасно само по себе. Невозможно выбрать, какое из них лучше. Зимой весело кататься с горы на санках или скользить на коньках по замерзшей реке. Весной можно бегать по зеленому лугу за пестрыми бабочками, любоваться нежными цветами. А летом столько разных дел! День длинный, поэтому можно и на рыбалку сходить, и ягод набрать,  и покувыркаться в душистом сене. А осень- это пора вкусного урожая! Ушинский учит детей любить природу, заботиться о ней, бережно к ней относиться и видеть красоту в любое время года. Кроме нравственного воспитательного потенциала, педагог в своих произведениях в интересной сказочной форме рассказывает о смене сезонов, развивая в детях любознательность. Дети из маленьких рассказов черпают знания об окружающем мире: о том, когда наступает весна, какие явления происходят в это время года. В каждом его рассказе можно увидеть связь с Библией. Например, в тексте « Ручей» дети узнают не только о том, что говорит ручей или о том, почему волны толкаются, как ученики после окончания уроков, но и вводит в рассуждение библейские истории. Например, Ушинский объясняет малышам смысл высказывания «голубь принес Ною масличную ветвь». Он рассказывает детям интересную историю о том, как Бог в наказание за грехи людей послал на землю потоп, при котором погибло все живое, кроме семьи лишь одного человека - праведника Ноя и по паре каждого вида животных. Извещая Ноя об окончании потопа, Бог послал к нему голубя с масличной ветвью, считающейся теперь символом мира.  Педагог в увлекательной форме показывает детям ценность воды, говорит о том,  какое огромное значение она имеет для всего живого и неживого мира. Капли трудятся и днем и ночью на благо человечества и всех организмов, не зная усталости и скуки. Они принимают «деятельное участие в Божьем мире» и поят «неисчислимые миллионы растений, животных и людей». Ушинский призывает всех бережно относиться к водным богатствам. 

Константин Дмитриевич в рассказе « Лето»  ведет детей к мысли о том, что это время года связано не только с развлечениями, но и с тяжелой и ответственной работой людей и жизнью растений и животных в этот период. Он делится с детьми информацией о видах полей, о том, как сложен труд хлебороба. Ушинский учит детей не бояться труда, а брать пример с крестьянина, который даже во время тяжелой работы остается веселым и жизнерадостным. Педагог  утверждает, что для выращивания хлеба необходимы знания, опыт и умения. Далеко не каждый справится с этим важным занятием. Это, по мнению автора, святое дело, так как даже в Библии даются способы приготовления теста,  выпечки. Ушинский говорит о том, что крестьянина нельзя называть невеждой, несмотря на безграмотность. «Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин»,- утверждает автор. Педагог призывает детей уважать труд крестьян и ценить это святое дело. Ушинский посвящает труду пахарей несколько рассказов, знакомя ребят не только с летними, но и с осенними видами полевых работ.

Сказки  К.Д. Ушинского тоже очень  интересны и познавательны. Они, как и рассказы, имеют глубокий смысл и увлекательный сюжет. Сказка« Слепая лошадь» говорит о том, что нельзя забывать о благодарности.  Весь город узнает о поступке купца, выгнавшем на улицу слепую лошадь, спасшую когда-то своему хозяину жизнь. Все горожане знают об обещании неблагодарного человека о содержании животного, и тем сильнее становится их удивление, когда видят они «посреди площади бедного коня - слепого, дрожащего от стужи, покрытого  снегом». И  пришлось людям заставить купца содержать лошадь до самой смерти. В Библии благодарность является одним из основных  постулатов. « Всегда радуйтесь, постоянно молитесь, при любых обстоятельствах будьте благодарны Богу…»

Произведения К.Д. Ушинского помогать  понять детям, где добро, а где зло, что хорошо, а что плохо, какие качества нужно в себе развивать, а с какими необходимо бороться, в чем заключаются основные православные идеи.   

Кроме этого, « Родное слово» и  «Руководство к преподаванию по « Родному слову» для учителей и родителей» К.Д. Ушинского до сих пор остается лучшим пособием по методике родного языка.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что главной целью воспитания является душа человека. Поэтому все  произведения  К.Д. Ушинского направлены на нравственную сторону внутреннего мира человека и  не столько  носят познавательный характер, сколько имеют глубокий  смысл. Во всех его произведениях чувствуется присутствие православной Истины, которая напрямую способна отражаться на отношениях учителя и ученика. Педагог способен воспитать прекрасную личность только после того, как сам, пройдя через путь очищения от пороков, благодаря самосознанию и христианскому смирению, сможет стать примером для своего воспитанника. В этом случае отношения, действительно, получатся открытыми, уважительными и доверительными. Ребенок в результате такого воздействия станет человеком со светлой душой, с чистыми помыслами и  адекватной самооценкой, умной, инициативной, талантливой личностью с интересными идеями и продуктивными делами.