Жизнь и служение святителя Иннокентия( Вениаминова) на Алеутских островах, Аляске, в Сибири и на Дальне Востоке

Жизнь и служение святителя Иннокентия( Вениаминова) на Алеутских островах, Аляске, в Сибири и на Дальне Востоке
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Валерии Антоновой - обладательницы специального приза «За следование классическим традициям художественного слова» IX сезона Конкурса среди учеников 6-7 классов

ВАЛЕРИЯ АНТОНОВА

МБОУ "СШ № 4" 
 (Смоленская обл., г. Десногорск)
 Педагог: Татьяна Алексеевна Селиванова

Жизнь и служение святителя Иннокентия( Вениаминова) на Алеутских островах, Аляске, в Сибири и на Дальне Востоке

Заочный этап

В недалеком от нас 1977 году Русская православная церковь прославила Иннокентия (Вениаминова) в лике святых. Заслужить это после своей смерти - огромная честь, ведь православная церковь заповедует нам призывать святых в своих молитвах, благоговейно почитать их иконы и мощи. Святые – это люди, которые так угодили Богу своей святой жизнью, что достигли вечного блаженства и предстательствуют за нас перед Его Престолом.

У меня, разумеется, возник вопрос: что же это за человек был такой – святитель Иннокентий? Какие подвиги совершил он? Почему его называют «апостолом Сибири, Аляски и Приамурья»? Почему в разных городах ему поставлены памятники?

Я знаю, что апостолы – это люди, призванные Спасителем, ставшие Его учениками, люди, проповедовавшие Евангелие. Их имена нам всем известны. Святитель Иннокентий жил на много веков позже, но за свою жизнь он так много сделал для Церкви Божьей, что его жизнь можно приравнять к апостольскому служению.

Представьте себе двадцатые годы девятнадцатого столетия… Далекие северные острова Уналашку и Ситху, жители которых были язычниками. У них был даже такой страшный обычай – убивать после смерти хозяина его рабов и хоронить их вместе с умершим. Проходит несколько лет, и те же самые люди стоят на богослужении. Стоят, не шелохнувшись, по 3-4 часа. Кто же совершил такой переворот в душах жителей острова?

Это был отец Иоанн (Вениаминов). Подсчитали, что из 82 лет своей жизни 45 лет он провел в пути. Но какие это были дороги! Это сейчас люди летают на самолетах, ездят на поездах, а тогда отец Иоанн путешествовал на нартах и кораблях, лодках и повозках. Ехал в снег, шторм, морозы, ураганы. Представьте хоть на минуточку такой вид путешествия как спуск на веревках со скал! Нередко приходилось нести на себе байдарки и груз. Ради чего все это? Ради великой миссии – проповеди христианства. Поражает географический размах его трудов. Он просвещал людей, живущих в Якутии, Камчатке, на Чукотке, на Аляске, на Курильских, Командорских, Алеутских островах.

А началось все с того самого острова Уналашки. Никто не хотел добровольно ехать на этот остров из-за сурового климата. Отец Иоанн поехал. Поехал со всей своей семьей. Причем больше года добирался до острова и пробыл там десять лет! Когда он прибыл туда, то обнаружил, что на острове не было храма. Пришлось строить его, но для этого надо было обучать алеутов различным ремеслам. Храм был построен. Отец Иоанн был мастером на все руки, поэтому престол и иконостас сделал и позолотил сам. Жил он с семьей в скромном домике, выстроенным тоже своими руками. Он учил язык местных жителей, изобрел для них азбуку и перевел на их язык катехизис, Евангелие и другие книги. Отец Иоанн часто плавал на соседние острова. В любую погоду крестил, исповедовал, причащал, учил Закону Божьему. Он даже учил местных мальчиков грамоте. Жители островов всем сердцем принимали слово Божие и слушали отца Иоанна так внимательно, что по несколько часов во время службы не сходили с места. Все население острова Уналашки стало христианами.

Следующим местом, где проповедовал отец Иоанн, был остров Ситха, местные жители которого относились к русским не так благожелательно. Отношение изменилось после того, как во время эпидемии оспы отец Иоанн сам делал прививки местным жителям. Здесь отцу Иоанну пришлось терпеливо и осторожно продолжать свое великое дело. Терпеливо, потому что отец Иоанн ждал от людей добровольного желания креститься. Представляю, какая радость была в его сердце, когда бывшие язычники приходили с просьбой о крещении.

После Ситхи были новые дальние поездки по епархии, которые охватывали огромные территории. Вновь восторгаюсь географическому размаху его дорог! Посмотрела на карту и ахнула – какие огромные территории!

В 1840 году, по смерти жены, он был пострижен в монашество с именем Иннокентий. В этом же году он стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским.

Мы часто сравниваем жизни и поступки одних людей с другими. С кем бы я посмела сравнить святителя Иннокентия? Мне кажется, что его жизнь и подвиги очень схожи с жизнью Стефана Пермского. Хотя их разделяет несколько веков, они занимались общим делом. Святитель Стефан Пермский также проповедовал христианство в землях коми, которые тогда были язычниками. Также создал для них алфавит и перевел на их язык основные церковные сочинения. Строил храмы, уничтожал культовые памятники язычества. В результате его деятельности была образована Пермская епархия, а он был ее первым епископом. Оба святителя – продолжатели христианского апостольского просвещения. Поразили меня еще два события из их жизни. Во многом благодаря деятельности святителя Стефана пермские земли вошли в состав Великого княжества Московского. Святитель же Иннокентий (Вениаминов) в 1858 году вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Никитой Муравьевым отправился на переговоры с китайскими послами. В городе Айгуне был заключен мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешел к Российской империи. Понимая значение этого договора для России и для православной церкви, святитель Иннокентий отслужил в те дни благодарственный молебен. После заключения мирного договора он начинает увеличивать число церквей и приходов на Амуре. Следовательно, оба святителя были еще и большими патриотами земли Русской и радели о ее величии!

А еще святитель Иннокентий напомнил мне одного из героев русских былин – Микулу Селяниновича. Этот богатырь был так силен, что его соху не смогли вынуть из земли десять сильных княжеских воинов. Другой русский богатырь Святогор не смог даже поднять котомку Микулы. Святогору не хватило сил для этого. У Микулы Селяниновича была огромная физическая, а у святителя Иннокентия – огромная духовная сила. А духовная сила намного важнее физической. Вера в Бога дала святителю Иннокентию эту силу и помогла выдержать все трудности и испытания. Этим он и напоминает мне богатыря.

Познакомившись с жизнью святителя, я смогла ответить на свои же вопросы. Это был великий подвижник и молитвенник. Я думаю, что в наше время таких людей, к сожалению, нет. Тяжелые дальние поездки, незнакомые языки, обычаи, нравы, суровые условия жизни – все это он одолел. Святитель Иннокентий служит для нас примером послушания, кротости, терпения, трудолюбия, братолюбия и доброты. Памятники, которые стоят ему в Якутске, Магадане, Иркутске, Благовещенске, напоминают нам о жизненном подвиге этого удивительного святого. Бороться с язычниками, утверждать веру православную, строить храмы, приводить людей ко Христу – это был смысл жизни святителя Иннокентия. Хочу привести один пример из его долгой жизни. Один, но зато какой! 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Представляете – на якутском! Нам даже трудно представить, сколько труда и сил вложил святитель в это дело! Как, наверное, радовался он тому, что бывшие язычники слышат слово Божье на своем родном языке. А якуты, наверное, оценили то, что служба шла на их языке.

Когда я смотрю на современных людей, мне грустно, что мы забываем о самом главном в жизни – жить по заповедям Божиим, жить так, как жил святитель Иннокентий.

Если бы в наши дни было бы больше людей, хоть немного похожих на него, в мире было больше доброты, света и любви! А еще было бы больше счастливых людей. В одном из своих трудов - «Указание Пути в Царствие Небесное», святитель написал об этом так: «Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастия и совершенного благополучия».

Я рада, что в мою жизнь вошел пример жизни и деятельности святого Иннокентия. После этого хочется быть настоящим православным человеком!