И Оптина, как лествица, вела...

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: «И Оптина, как лествица, вела…»
  • Автор книги: Павлович Надежда

У многих невольно возникает вопрос: почему Гоголь, Достоевский, Лев Толстой и многие другие писатели, философы, художники ездили в Оптину пустынь? Почему уже в наше время Анна Ахматова писала: «И Оптиной мне больше не видать»? Почему, наконец, 4 декабря 1974 года по постановлению Совета Министров РСФСР Оптина пустынь взята под государственную охрану, начата ее реставрация? Почему с каждым годом все больше туристов и экскурсантов посещают ее? На эти вопросы отвечает духовный писатель 20 века Надежда Александровна Павлович в книге «И Оптина, как лествица, вела…», которая вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры.


1. Эта книга, по словам издателей, — венок памяти Надежды Александровны Павлович, удивительного человека, русского поэта и публициста, духовного писателя и мемуариста, верной дочери Православной Церкви. В трудную годину испытаний и гонений на Церковь со стороны безбожных властей Надежда Александровна сумела не только сохранить твердость духа и искреннюю веру, но и, будучи человеком творческим, внести свой посильный вклад в православное богословие и агиографию, церковную историю и духовную поэзию.

2. Она прожила долгую жизнь, начавшуюся в конце 19 века и завершившуюся в конце века 20 (с 1895 по 1980 год). Ей довелось увидеть, как смещались пласты истории и пласты человеческого сознания. Увидеть, осмыслить и запечатлеть увиденное... В настоящем издании сделана попытка представить ее творчество в многообразии литературных жанров, которыми она владела: стихи, публицистика, агиографические и богословские труды. Читателю, впервые знакомящемуся с ее творчеством, предстоит погрузиться в минувший век со всеми его драматическими катаклизмами, не забывая при этом, что ее путь, как и путь многих ее современников-детей страшных лет России (как писал Александр Блок), - не был ровен и гладок.

3. Провинциальная девушка, родом из Лифляндии, теперешней Латвии, она окончила псковскую гимназию и для продолжения учебы приехала в Москву, имея в своем литературном портфеле» лишь несколько стихотворений, напечатанных в газете «Псковская жизнь». Здесь она попадает в водоворот общественной жизни и оказывается в гуще событий литературной среды. Юной и неискушенной девушке было трудно ориентироваться в идейных программах тогдашних поэтических группировок и сменяюших друг друга, по словам В. Соловьева, «враждебных станов». Она переживает периоды отчаяння, когда все, происходящее вокруг, кажется бессмысленным и безнадежным, когда рушится все привычное, составлявшее смысл жизни. Как разобраться в меняющемся мире: Первая мировая война, Октябрьский переворот. Гражданская война, голод, потеря близких?..

4. К сожалению, в книгу не вошли ее яркие воспоминания, повествующие о детстве, о начале творческой жизни, о встречах с замечательными людьми разного дарования и разной, порой трагической судьбы. Первая часть книги расскажет духовном возрастании Павлович, и о великой обители православной духовности - Свято-Введенской Оптиной пустыни. Надежда Александровна стала духовной дочерью одного из последних оптинских старцев - иеросхимонаха Нектария. Самоотверженное служение своему духовному отцу и данное ему обещание никогда не прекращать трудов по восстановлению святой обители, разрушенной безбожной властью, определили ее дальнейшую жизнь.

5. Еще при жизни старца Нектария она собрала и записала множество рассказов о его удивительной прозорливости; часть из них как подлинный документ времени приводит в своей книге «Божии люди митрополит Вениамин (Федченков), отмечая, что в этих записках вскрыты такие мистические высоты, о которых он не мог и подозревать. Эти записки, а также воспоминания о старце Нектарии, монахе Агапите, публицистические материалы, поэма и стихи Павлович, посвященные Оптиной пустыни, - все это составляет содержание первой части книги. Вторая часть, озаглавленная «Богословские опыты», включает две объемных работы, печатавшиеся в советское время под именем архиепископа Антония (Мельникова), впоследствии митрополита Ленинградского. В действительности они принадлежали перу Надежды Александровны Павлович.

6. Дело в том, что в те годы, будучи членом Союза писателей, она не могла и помыслить издать сочинения религиозного содержания под своим именем. Ей приходилось, по словам протоиерея Александра Щелкачева - автора предисловия к ее книге «Победитель смерти» - «просить надежных знакомых печатать их как собственные произведения». Во времена хрущевских гонений на Православную Церковь, по свидетельству некоторых московских священников, они пользовались в своих проповедях отрывками из рукописи будущей книги, распространяемой в самиздате. Нередко приходилось встречать людей, пришедших к вере и крестившихся после ее прочтения. Впервые под названием «Из евангельской истории эта работа была напечатана в «Богословских трудах в 1971 году с купюрами, восстановленными в настоящем издании.

7. Вторая работа Павлович, также опубликованная под именем архиепископа Антония - «Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай» - не только подробнейшая биография святителя Николая, но и скрупулезное исследование стратегии и тактики его полувековой миссионерской деятельности, искусства его общения с народом, создавшим уникальную тысячелетнюю культуру, во многом не совместимую с духовными ценностями христианства. Кроме этих работ, во второй части представлены акафисты святителю Николаю Японскому и женам-мироносицам, составленные Надеждой Александровной по всем канонам церковной гимнографии.

8. В последней, третьей, части представлены «Духовные стихи». Как видно из мемуаров Павлович, стихи она начала писать в отрочестве и на протяжении всей жизни не оставляла поэзии. Но печататься в советское время ей было трудно. Стихи писались преимущественно в стол. Избранное из них и оставили третью часть книги. Читая их, читатель услышит голос человека, отнюдь не старающегося приукрасить время, в которое ему довелось жить: перед нами - искренняя исповедь души настоящего поэта, погруженного не только в личные лирические переживания, но болеющего бедами своей Родины и всякого страдающего в ней человека:

Какое счастье, уходя навеки,

Хотя б в одном оставить человеке

Прекрасную и горькую мечту

И вечное стремленье в высоту!

***

В этом издании собраны воспоминания о насельниках и старцах Оптиной пустыни, о роли святой обители в духовной жизни России ХIХ – нач. ХХ вв., подробное жизнеописание святителя Николая Японского, а также сочинение «Победитель смерти» — тонкое прочтение Священного Писания. В обстановке атеистического террора, когда Библию невозможно было купить, а ее хранение и цитирование гарантировали реальный лагерный срок, рукопись Надежды Александровны «из рук в руки» распространялась в машинописных копиях среди верующих. Надеемся, - говорят издатели, что эта книга будет весьма полезна учащимся духовных школ, преподавателям воскресных школ и катехизаторам, а также всем, кто интересуется церковной историей и православным богословием ХХ века.

У книжной полки/Телеканал "Союз"